Логистика будущего: главные тренды цифровой трансформации транспортной отрасли
Россия регулярно входит в топ-20 самых цифровизированных стран мира. В «цифру» переводится все больше бизнес-процессов — особенно в логистике. По данным Strategy Partners, 80% транспортных компаний активно «внедряют новые бизнес-модели на основе цифровых технологий».
Уже сейчас на рынке есть продукты, которые позволяют автоматизировать или значительно упростить процессы управления складом, подбора транспорта для магистральных перевозок и документооборота.
Государство идет навстречу логистам: в 2021 году ФНС разрешила компаниям использовать электронные транспортные накладные. Правительством принимаются стратегии цифровой модернизации отрасли.
Как усилия частных компаний и государства изменят отрасль? Какие тренды имеются на рынке сегодня и как они повлияют на развитие логистики? Рассказывает директор по развитию цифровых логистических продуктов Isource Алексей Маньковский.
Отрасли не хватает ИТ-специалистов для развития цифровых логистических продуктов
Глава Минцифры Максут Шадаев заявил, что дефицит кадров в ИТ-отрасли составляет порядка 500 000–700 000 человек.
Разработчики нужны всем: не только ИТ-компаниям, но и банкингу, ретейлу и, конечно же, логистике. В 2023 году стало понятно, что коллапса не случилось, поэтому корпорации увеличивают бюджеты ИТ-подразделений: разрабатывают новые решения и совершенствуют уже существующие.
В ИТ активно инвестирует и государство — это тоже подогревает спрос. В 2024 году Минцифры выделит больше 10 млрд рублей на «особо значимые проекты». Гранты получат компании и стартапы, которые занимаются разработкой отечественного ПО. А на новый нацпроект «Экономика данных» до 2030 года потратят 700 млрд.
Тем не менее, крупные логистические и промышленные компании способны конкурировать за ИТ-специалистов: обеспечить разработчикам более привлекательные условия и зарплаты. Поэтому в транспортной отрасли дефицит кадров ощущается не так остро — по крайней мере среди крупных компаний.
Сгладить нехватку специалистов могут новые технологии. Нейросети и no-code-решения, конечно, не заменят программистов в ближайшем будущем, но значительно повысят их производительность. Вполне возможно, навык использования нейросетей для написания кода станет неотъемлемым.
Логистика и промышленность только начали переходить на отечественные решения
До 2022 года на рынке существовали отечественные продукты для управления складом и перевозками. Однако пользовался ими в основном средний и мелкий бизнес. Корпорации предпочитали решения от западных вендоров — и даже после изменения геополитической обстановки не спешили от них отказываться.
Компании до последнего оттягивали это болезненное решение. В любом случае, процесс «переезда» на российские продукты только начался. И займет он не меньше 10–15 лет.
Кстати, именно поэтому специалисты со знанием продуктов от SAP и Oracle еще долго будут обеспечены работой, а системные аналитики — стабильно растущими зарплатами. Потому что эти специалисты критически важны при переходе с одной системы на другую.
Промышленные компании становятся важными игроками ИТ-рынка
Иногда промышленные компании предпочитают не покупать готовые решения, а разрабатывать собственные. Во-первых, потому что продукты «из коробки» часто не подходят по требованиям информационной безопасности, корпоративной защите и закупочной методологии. В таком случае создать собственный продукт дешевле, чем настроить готовый.
Так появились цифровые сервисы экосистемы Isource — например, сервис грузовых перевозок Express и система управления двором Graphic. Сейчас Isource входит в топ-10 рейтинга «CNews300: крупнейшие ИТ-компании России».
Однако это не самый распространенный сценарий: примерно 90% компаний все же делают решения на базе «коробок», остальные 10% делают что-то свое. Из этих 10%, всего 20–30% выводят собственные продукты на рынок.
Но этот процент будет расти, в том числе из-за ухода западных вендоров. Можно отметить, что сейчас спрос на логистические и промышленные продукты высок как никогда. При этом у промышленных компаний есть та экспертиза, которой часто недостает «традиционным» ИТ-компаниям: понимание специфики бизнес- и технологических процессов. Можно ожидать, что в будущем мы увидим сферу «промышленного ИТ», где будут доминировать «дочки» крупных промышленных компаний. Время покажет.
Тренды B2C-сегмента проникают в B2B-сегмент логистики
Промышленная логистика, как и B2B-сегмент в целом, перенимают тренды, в свое время охватившие B2C-сегмент. Например, если рассматривать e-commerce и рынок такси — и там, и там доминирующее положение заняли компании, объединяющие множество игроков рынка с помощью платформенного решения. Так и на примере магистральных перевозок в промышленной логистике: все больше компаний — как заказчиков, так и исполнителей — работают по модели Uber: когда есть множество перевозчиков, конкурирующих за один заказ.
«Уберизации» подвергается все большее количество процессов. Например, Express Isource также позволяет найти транспорт и спецтехнику для «последней мили» — когда транспортировку или работу спецтехники нужно выполнить непосредственно на лицензионном участке, на месторождении или на территории производства. Традиционно «последняя миля» считалась самым закрытым и консервативным рынком в промышленной логистике, но факты — вещь упрямая. Можно предположить, что в будущем бизнес-модели взаимодействия участников еще сильнее станут походить на модели из B2C-сегмента.
Цифровые логистические продукты становятся удобнее
Среди «промышленных» разработчиков была популярна присказка: «что ни делай, все равно получится SAP». Теперь она постепенно уходит в прошлое. Продукты становятся «дружелюбнее» к пользователю — больше напоминают привычные приложения для банкинга и вызова такси.
Качественный UX (User Experience, пользовательский опыт) становится важным конкурентным преимуществом: как для создателей цифровых решений, так и для их клиентов. Требования пользовательского опыта задает все тот же B2C-сегмент, где все просто и делается в три клика. Поэтому компаниям-разработчикам легче продать понятное для конечного потребителя решение, похожее на то, чем он пользуется ежедневно. А логистические компании, внедряющие такие продукты, помимо бонусов от цифровизации процессов, становятся привлекательнее как работодатели. Борьба на рынке кадров идет не только за ИТ-специалистов, но и за логистов. Удобный и понятный продукт, с которым приятно работать, помогает компаниям привлекать сотрудников, ведь уровень и качество цифровизации компании напрямую коррелирует с корпоративной культурой.
До широкого использования ИИ в логистике пока что далеко
Нейросети действительно могут упростить жизнь логистов. ИИ можно использовать для отслеживания износа узлов транспорта, расчета рыночной цены перевозки и прогнозирования спроса конечного потребителя. Последний фактор особенно важен, так как влияет на всю цепочку поставок.
Очевидно, что поведение покупателя зависит от множества факторов. Чтобы их учесть, необходимо проанализировать колоссальный массив информации. У коммерческих предприятий, как правило, либо нет доступа к таким данным, либо эта информация очень плохого качества, разрознена и не нормализована. Если ретейл и другие B2C-индустрии научились хорошо работать с большими данными, то логистике еще предстоит пройти этот путь.
Подводя итог, одним из основных негативных факторов, который будет тормозить цифровизацию логистики, можно назвать дефицит ИТ-специалистов. Среди позитивных — постепенный выход промышленных компаний на рынок логистических продуктов и активное участие государства.
В 2021 году Правительством России была принята стратегия цифровой трансформации транспортной отрасли до 2030 года. Также стала действовать «Программа поддержки цифровизации для малого и среднего бизнеса» в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». Приоритетной отраслью программы стала логистика.
Цифровизация логистики в России набирает обороты, открывая перед отраслью новые возможности и перспективы. Внедрение инновационных технологий способствует оптимизации процессов, снижению затрат и повышению эффективности. Однако, несмотря на значительные достижения, перед российскими компаниями еще стоят вызовы, связанные с интеграцией новых систем, кадровыми вопросами и нормативным регулированием.
Будущее логистики в России зависит от способности бизнеса адаптироваться к новым условиям, инвестировать в технологические решения и активно сотрудничать с государственными и международными партнерами.